Пятница, Октябрь 19

Утверждены

приказом Министра образования и науки

Республики Казахстан

от 29 ноября 2007 года № 583

 

Правила

организации и осуществления учебно-методической работы

 

  1. Общие положения

 Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической работы (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для осуществления руководства и координации учебно-методической работы в организациях образования и соответствующих инфраструктурах.

  1. Настоящие Правила регламентируют учебно-методическую работу в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего, образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего, профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования.
  2. В Правилах используются следующие основные понятия:

учебно-методическая работа — это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей;

методист — педагогический работник организации образования, выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;

методический (учебно-методический, научно-методический) совет — форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования;

заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе — должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;

учебно-методическое управление (центр, кафедра, отдел, кабинет) — структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования;

методический кабинет — структурное подразделение организации образования, областного (городского) департамента образования по руководству научной и учебно-методической работой;

учебно-методические объединения — объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку для внесения предложений и рекомендаций по реализации образовательных учебных программ различных уровней.

  1. Научная и учебно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре.
  2. Задачами учебно-методической работы являются:

научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;

разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;

развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.

Руководство научной и учебно-методической работой возлагается:

в организациях начального, основного среднего и общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования;

в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования;

в высших учебных заведениях на структурные подразделения.

  1. Учебно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования и настоящими Правилами.

 

 

  1. Содержание учебно-методической работы

 

  1. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования включает следующие направления:

1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность;

2) ознакомление с нормативными документами в области образования;

3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы;

4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента, инновациями;

5) подготовка и проведение разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу, организации образования;

6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся;

7) участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц;

8) разработка методической продукции.

  1. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего образования включает следующие направления:

1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию;

2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс;

3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда;

4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов;

5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических материалов и внеурочных мероприятий;

6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения;

7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям и профессиям, тематических семинаров, конференций и методических совещаний;

8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники;

9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению обучающихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.

  1. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования включает следующие направления:

1) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, классификатора специальностей высшего образования; государственных общеобязательных стандартов образования;

2) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;

3) разработка рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;

4) разработка учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов;

5) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования;

6) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;

7) разработка и внедрение учебно-методической документации по новым технологиям обучения;

8) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям;

9) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;

10) анализ влияния организации учебно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;

11) разработка и экспертиза тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся;

12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и методическими разработками;

13) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;

14) проведение анализа качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;

15) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;

16) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы;

17) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей;

18) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки;

19) разработка методического обеспечения по трудоустройству выпускников на работу и учебу после окончания учебного заведения (изучение спроса на специалистов, анкетирование выпускников, связь с предприятиями, составление карты распределения выпускников, организация ярмарки выпускников);

20) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране;

21) разработка рекомендаций по преподаванию государственного, русского и иностранных языков на всех уровнях обучения.

 

 

  1. Порядок организации учебно-методической работы

в структурных подразделениях

 

  1. Учебно-методическая работа осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования (методических объединениях, методических предметных и цикловых комиссиях, кафедрах, отделениях, факультетах, институтах), в организациях, где методическая работа является основным видом деятельности (республиканский, областные, районные, городские методические кабинеты), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты).
  2. Структурные подразделения осуществляют учебно-методическую работу на основе настоящих Правил; положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования.
  3. Работниками структурных подразделений по учебно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей.
  4. Структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую работу:

1) руководство учебно-методической работой кафедр, отделений, факультетов, институтов;

2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими советами;

3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию;

4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической продукции.

  1. Непосредственное руководство учебно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы: методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования.

  1. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, кафедры, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции.
  2. Методические предметные и цикловые комиссии в организациях технического и профессионального образования создаются при наличии трех преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям.

Кафедры в организациях послесреднего образования создаются при наличии трех преподавателей профессиональных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих дисциплин (специальностей, профессий) из нескольких организаций образования районов, городов.

  1. Руководство методическими комиссиями в организациях технического и профессионального образования осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, в организациях послесреднего образования — заведующие кафедрами. К работе методических комиссий, кафедр могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий.
  2. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования.
  3. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, кафедрами, советами структурных подразделений (институтов, факультетов, отделений), структурными подразделениями по учебно-методической работе и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования.
  4. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
  5. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
  6. Методический кабинет областного (городского) департамента образования координирует учебно-методическую работу организаций технического и профессионального, послесреднего образования и учебно-методических объединений.

 

 

  1. Объединения по учебно-методической работе

 

  1. Интересы субъектов образовательного процесса, касающиеся учебно-методической работы могут представлять их объединения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  2. Учебно-методические объединения создаются на добровольных началах по отраслевому (группам специальностей, дисциплин) признаку. В них входят представители организаций образования, работодателей и социальных партнеров.
  3. В организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования школьные и межшкольные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей 1-4 классов, классных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений, школ-интернатов. Заседания проводится один раз в четверть или по мере необходимости.
  4. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования создаются при наличии в школе не менее 3-х учителей одного предмета.
  5. Районные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных организации образования, школ-интернатов, школьных библиотекарей с периодичностью заседаний два-три раза в год.
  6. При наличии малокомплектных школ с совмещенными классами в районе создаются методические объединения учителей таких классов.
  7. План работы методического объединения составляются на год и утверждается руководителем организаций образования на основе результатов системы диагностики, анализа, контроля и задач дифференциации и индивидуализации работы по повышению квалификации работников образования.
  8. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования возглавляет руководитель, избираемый (назначаемый) сроком на 1 год из числа наиболее подготовленных, творчески работающих педагогов. Руководители межшкольных объединений назначаются районным (городским) отделом образования.
  9. Непосредственное руководство методической работой осуществляют заместители руководителя согласно курируемых предметов и направлений деятельности и руководители методических объединений.
  10. Для руководства и координации работы методических объединений может создаваться методический совет, не дублирующий по содержанию работу педагогического совета.
  11. Учебно-методические объединения организаций технического и профессионального образования, послесреднего образования создаются по отраслевому признаку и осуществляют деятельность по следующим направлениям:

1) проведение работы по подготовке государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебно-методических пособий, учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников;

2) организация и проведение конференций, семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования;

3) организация разработки учебно-методических пособий по учебным дисциплинам технического и профессионального образования, послесреднего образования;

4) разработка предложений и методических рекомендаций по внедрению современных технологий обучения, контроля знаний и информатизации учебного процесса;

5) изучение опыта организации деятельности учебно-методической работы в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования и подготовки предложений по ее совершенствованию;

6) обобщение опыта организации научно-технического творчества обучающихся, организация и проведение конкурсов на лучшие курсовые и дипломные проекты, профессионального мастерства по специальностям;

7) внесение предложений для участия в международных, республиканских конференциях и прохождения стажировок преподавателей организаций образования по родственным профессиям и специальностям в республике, странах СНГ и дальнего зарубежья;

8) разработка рекомендации по организации профориентационной работы среди молодежи и незанятого населения;

9) участие в подготовке аналитических материалов о состоянии оценки обеспеченности учебно-методической литературой, педагогическими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, фильмами и современными средствами обучения;

10) методическое обеспечение курсов повышения квалификации специалистов технического и профессионального образования, послесреднего образования, организуемых на базе колледжей;

11) создание информационного банка данных образовательных учебных программ, организация мониторинга качества подготовки специалистов.

  1. Решения учебно-методических объединений носят рекомендательный характер и доводятся до всех организаций образования — членов учебно-методического объединения по специальности.
  2. Руководство деятельностью учебно-методических объединений осуществляет Председатель, утверждаемый решением учебно-методического совета. Председатель учебно-методического объединения организует и направляет работу учебно-методического объединения.
  3. В организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования для организации и проведения учебно-методической работы создаются учебно-методические секции.